Ультразвуковая диагностика в педиатрии
В исследование включено 232 ребенка, из них 200 практически здоровых детей в возрасте от 3 до 18 лет (контрольная группа) и 32 пациента с муковисцидозом в возрасте от 2 до 17 лет (основная группа). Течение заболевания у 17 (53,1%) детей с муковисцидозом расценивалось как среднетяжелое (первая подгруппа), у 15 (46,9%) детей - как тяжелое (вторая подгруппа) (оценка тяжести заболевания проводилась по шкале Швахмана-Брасфильда в модификации С.В. Рачинского и Н.И. Капранова). Всем пациентам проведено стандартное ультразвуковое исследование печени, которое было дополнено двумерной эластографией сдвиговой волной (аппарат Aixplorer (Supersonic Imagine, Франция) с использованием широкополосного конвексного датчика, работающего в диапазоне частот 1-6 МГц). Измерения значений модуля Юнга проводили в разных сегментах правой и левой долей печени; осуществляли 10 замеров Emean с последующим усреднением. В группе пациентов с муковисцидозом лишь 9 (28,1%) детей имели значения модуля Юнга, не превышающие таковые у практически здоровых детей (как порог было использовано максимальное значение Emean в контрольной группе - 6,30 кПа). У пациентов с муковисцидозом значения модуля Юнга были достоверно выше, чем у пациентов контрольной группы (медиана Emean - 6,50 и 5,00 кПа, интерквартильный размах - 5,62-7,52 и 4,70-5,38 кПа соответственно) (Р < 0,001). В подгруппе со среднетяжелым течением заболевания значения модуля Юнга были достоверно ниже по сравнению с подгруппой с тяжелым течением (медиана Emean - 5,90 и 7,30 кПа, интерквартильный размах - 5,20-6,75 и 6,20-10,70 кПа соответственно) (Р < 0,002). Учитывая неинвазивность метода, ультразвуковая эластометрия может использоваться в комплексной оценке поражения печени у пациентов с муковисцидозом, а также для осуществления динамического мониторинга в этой группе больных.
Экстравазальная компрессия чревного ствола срединной дугообразной связкой диафрагмы редко рассматривается как причина стойкого болевого абдоминального синдрома в педиатрии. В статье представлены два клинических наблюдения ультразвуковой диагностики синдрома срединной дугообразной связки у детей-подростков 14 и 17 лет. Подробно описаны серошкальные и допплерографические (цветокодированные методики и импульсноволновая допплерография) признаки гемодинамически значимого стеноза чревного ствола. Пиковая систолическая скорость кровотока в чревном стволе (в месте стеноза) во всех случаях была около 300 см/с. Кроме того, у одного пациента были отмечены значимые постстенотические изменения в селезеночной артерии (снижение пиковой систолической скорости кровотока и индекса резистентности на фоне увеличения времени ускорения). Пациентам было проведено лапароскопическое оперативное вмешательство - рассечение срединной дугообразной связки диафрагмы. После операции пиковая систолическая скорость кровотока в чревном стволе значительно снизилась (практически в 2раза). Кровоток в селезеночной артерии нормализовался. Приводится обзор литературы о допплеровских критериях диагностики стеноза непарных висцеральных ветвей брюшной аорты с подробным анализом допплерографических критериев в месте стеноза и постстенотических отделах (в бассейнах артерий, отходящих от чревного ствола).
В статье представлен случай редко встречающейся аномалии - кисты желточного протока - у девочки 6 лет при облитерации проксимального и дистального отделов ductus omphaloentericus с сохранением необлитерированной центральной части. Обнаруженное при дооперационном ультразвуковом исследовании неоднородное образование с анэхогенным (жидкостным) включением в верхней части, локализующееся справа от мочевого пузыря, было ошибочно принято за деструктивно измененный червеобразный отросток с нисходящим расположением. Интраоперационно его расценили как нагноившуюся кисту урахуса. В итоге окончательный диагноз “киста желточного протока” был поставлен только при послеоперационном гистологическом исследовании. Приведен обзор литературы, посвященный этой крайне редко встречаемой аномалии развития и трудностям ее дооперационной диагностики. Несмотря на редкость описанной аномалии развития, у врачей ультразвуковой диагностики должна существовать настороженность в отношении кисты желточного протока как одной из причин развития острого абдоминального синдрома у детей, требующей неотложного хирургического вмешательства.
Ультразвуковая диагностика заболеваний сердца и сосудов
Обследовано 34 пациента с идиопатической блокадой левой ножки пучка Гиса со средней продолжительностью QRS 153,1 ± 24,5 мс (здесь и далее M ± σ) в возрасте от 29 до 81 года. В группу контроля вошли 18 человек в возрасте от 38 до 80 лет. Всем больным была выполнена эхокардиография с определением показателей гемодинамики, глобальной продольной деформации миокарда и диастолической функции левого желудочка в покое и после проведения нагрузочной пробы. В группе с идиопатической блокадой левой ножки пучка Гиса в покое по сравнению с контролем наблюдались более низкие значения глобальной продольной деформации (-15,6 ± 3,7 и -18,4 ± 3,1%, P = 0,037) и скручивания левого желудочка (9,08 ± 4,59 и 13,96 ± 4,61°, P = 0,016), тогда как различия по показателям диастолической функции отсутствовали. После проведения нагрузочной пробы в группе с идиопатической блокадой левой ножки пучка Гиса по сравнению с контролем наблюдались меньшие значения отношения раннего трансмитрального наполнения к скорости наполнения в систолу предсердий (Emitr/Amitr) (0,74 ± 0,20 и 0,98 ± 0,30, P = 0,033) и усредненной скорости движения базального сегмента боковой стенки и межжелудочковой перегородки в период раннего наполнения левого желудочка (согласно тканевой допплерографии) (Av.e’) (9,4 ± 4,0 и 12,7 ± 3,5 см/с, P = 0,013); большее время изоволюмического расслабления (IVRT) (89,3 ± 19,6 и 67,5 ± 14,2 мс, P = 0,004); меньшие значения систолической фракции наполнения левого предсердия (SFF) (58,1 ± 5,3 и 64,5 ± 4,5%, P = 0,026). Описанные различия диастолической функции левого желудочка при проведении нагрузочной пробы в группе с идиопатической блокадой левой ножки пучка Гиса по сравнению с контролем были получены на фоне сохраняющихся различий в скручивании (twist) левого желудочка (6,82 ± 6,26 и 18,61 ± 6,90, P = 0,000). Однако значения глобальной продольной деформации (GLS) достоверно не различались, тогда как появи лись достоверные различия значений систолического давления в легочной артерии (41,6 ± 8,5 и 32,4 ± 3,8 мм рт. ст., P = 0,020). Идиопатическое нарушение внутрижелудочкого проведения по левой ножке пучка Гиса при сохраненной сократительной способности левого желудочка во время физической нагрузки сопровождается признаками нарушения диастолической функции. Возможной причиной подобных изменений является нарушение процесса скручивания, связанного с аномальным ходом возбуждения левого желудочка.
Цель настоящей работы - оценка возможностей дуплексного сканирования в диагностике диссекции позвоночных артерий на экстракраниальном уровне и динамическом контроле состояния в разные сроки развития заболевания. Обследовано 38 пациентов в возрасте от 24 до 55 лет с диссекцией экстракраниального отдела позвоночных артерий, верифицированной магнитно-резонансными методами исследования. Всем больным проводилось ультразвуковое исследование в первые 3 нед, затем в сроки до 2 мес, до 3 мес и более 3 мес от начала заболевания. У 14 (37%) больных диссекция позвоночных артерий была двусторонней, в связи с чем общее число пораженных артерий составило 52. Диссекция в большинстве случаев (80%) локализовалась в сегментах V1-V2, в 45 (86%) случаях приводила к стенозу, в 1 (2%) - к окклюзии, в 6 (12%) - к формированию двойного просвета. Чувствительность ультразвукового метода в диагностике диссекции позвоночных артерий на экстракраниальном уровне составила 89% для пациентов (у 34 из 38 больных) или 92% для сосудов (в 48 из 52 случаев). Ложно-отрицательные результаты были получены у 4 (11%) больных в 4 (8%) сосудах: в 2 - при наличии двойного просвета, в 2 - при локализации диссекции в сегменте V3. Ультразвуковыми признаками диссекции позвоночных артерий в острой и подострой стадиях заболевания являются: расширение диаметра сосуда в месте поражения (96%); визуализация анэхогенной или гипоэхогенной интрамуральной гематомы (100% в случае ее визуализации), эксцентрично суживающей просвет сосуда; отслоенная интима (71%); двойной просвет (12%). Полное восстановление проходимости сосуда констатировано в 100% случаев при стенозирующем поражении в среднем через 92 дня (3,1 мес) (медиана) от начала заболевания. Двойной просвет оставался в течение всего динамического срока наблюдения (2 года). Дуплексное сканирование может успешно использоваться для диагностики диссекции позвоночных артерий и для мониторирования ее состояния в ранние и отдаленные сроки наблюдения.
Приложение к журналу
ISSN 2408-9494 (Online)