Preview

Ультразвуковая и функциональная диагностика

Расширенный поиск
№ 3 (2024)
Скачать выпуск PDF

Ультразвуковая диагностика заболеваний сердца и сосудов

9-20 1296
Аннотация

У некоторых пациентов можно наблюдать ускорение кровотока в фазу диастазиса с формированием так называемой L-волны, при наличии которой трансмитральный кровоток трансформируется в трехфазный.

Цель исследования: установить частоту регистрации L-волны и оценить ее связь при допплеровском исследовании трансмитрального кровотока на уровне створок митрального клапана, а также в полости левого желудочка с современными критериями для оценки диастолической функции левого желудочка.

Материал и методы. В исследование было включено 105 пациентов (возраст 62,21 ± 11,97 (29–91) лет, мужчин 61 (58,1%)) с синусовым ритмом, из которых 30 (28,6%) обследованных были условно здоровыми, 64 (61%) пациента страдали ишемической болезнью сердца, еще 11 (10,5%) – артериальной гипертензией. Проводилось допплеровское исследование трансмитрального потока в апикальной четырехкамерной позиции в импульсноволновом режиме с расположением контрольного объема на уровне концов створок митрального клапана, а также на уровне базальных и средних отделов левого желудочка. При наличии в фазу диастазиса отчетливой положительной волны на спектрограмме со скоростью, превышающей 20 см/с, считали ее дополнительной волной L и такой кровоток в диастолу считали трехфазным.

Результаты. Трехфазный трансмитральный кровоток был зарегистрирован у 9 (8,5%) пациентов, еще у 30 (28,5%) обследованных был выявлен трехфазный внутрижелудочковый кровоток. Пациенты с трехфазным трансмитральным кровотоком были старше, у них был больше индекс объема левого предсердия и чаще выявлялась диастолическая дисфункция левого желудочка по сравнению с пациентами с трехфазным внутрижелудочковым кровотоком (66,7% по сравнению с 23,3%, р = 0,042).

Заключение. Трехфазный трансмитральный кровоток регистрируется существенно реже по сравнению с трехфазным внутрижелудочковым кровотоком (8,5% по сравнению с 28,5%, p < 0,001). Трехфазный трансмитральный кровоток чаще наблюдается у пациентов с диастолической дисфункцией левого желудочка.

 

21-33 528
Аннотация

Цель исследования: сопоставить полуавтоматический способ оценки деформации миокарда левого желудочка (ЛЖ) и левого предсердия (ЛП) с ручным способом с помощью спекл-трекинг-эхокардиографии.

Материал и методы. Для оценки деформации ЛЖ и ЛП у 110 пациентов использовались два способа – ручной (Q-Analysis) и полуавтоматический (AutoStrain). Оценивались следующие показатели: глобальная продольная систолическая деформация ЛЖ (ГПСД ЛЖ), глобальная продольная деформация ЛП в фазу резервуара (ГПД ЛПр), глобальная продольная деформация ЛП в фазу кондуита (ГПД ЛПк) и глобальная продольная деформация ЛП в фазу сокращения (ГПД ЛПс).

Результаты. При полуавтоматическом способе измерения ГПСД ЛЖ корректировка зоны интереса проводилась значительно чаще, чем при ручном (40,1% против 16,4%, р < 0,05). Средние значения ГПСД ЛЖ, полученные при полуавтоматическом способе, были ниже и статистически значимо отличались от значений, рассчитанных ручным способом (18,8 ± 2,8% против 20,0 ± 3,1% при р < 0,001). При полуавтоматическом способе значения ГПД ЛПр и ГПД ЛПк были выше и достоверно отличались от значений, выполненных ручным способом (ГПД ЛПр 31,6 ± 9,8% против 30,3 ± 10,8% при р = 0,038; ГПД ЛПк 17,1 ± 7,1% против 15,4 ± 6,8% при р < 0,001). При полуавтоматическом способе требуется больше времени для анализа деформации ЛЖ и меньше времени для оценки деформации ЛП при сравнении с ручным способом.

Выводы. Полуавтоматические способы анализа деформации левых камер сердца оказались более воспроизводимыми при сравнении с ручным способом. При полуавтоматическом способе анализа деформации левого желудочка значения показателя ГПСД ЛЖ оказались ниже, чем при ручном, чаще вносилась корректировка зоны интереса и это занимало больше времени. Полуавтоматический способ анализа деформации левого предсердия характеризовался большими значениями деформации в фазу резервуара и кондуита и требовал меньше времени по сравнению с ручным способом. Показатель ГПД ЛП в фазу резервуара обладает наибольшей воспроизводимостью по сравнению с другими показателями деформации левого предсердия.

34-45 298
Аннотация

Актуальность. Вычислительная векторэлектрокардиография (вЭКГ) является методом визуализации суммарного выброса вектора сердца в трехмерном пространстве на основе 12 отведенных и распределенных вычислительных процедур. Этот метод может быть сторонним способом оценки тяжести и прогноза у пациентов с острой декомпенсацией сердечной недостаточности (ОДСН).

Цель исследования: изучить параметры вЭКГ, связанные с неблагоприятным прогнозом у пациентов с ОДСН.

Материал и методы. Проанализированы данные вЭКГ 100 пациентов с ОДСН. Всем пациентам проводилось исходно клиническое обследование, эхокардиография и определение натрийуретического пептида (NT-proBNP). В ходе наблюдения в течение 12 мес фиксировались летальные исходы. Оценивалась взаимосвязь показателей вЭКГ и NT-proBNP с прогнозом пациентов.

Результаты. В данном исследовании скончались 17 пациентов. По полученным данным вЭКГ выжившие пациенты имели меньший пространственный угол QRS-T по сравнению с умершими (p = 0,039). Выявлены статистически незначимые показатели (p = 0,076) индекса планарности в группе скончавшихся пациентов. По данным ROC-анализа с чувствительностью 53% и специфичностью 71% было получено отрезное значение пространственного угла QRS-T, равное 164,5°. При превышении этого значения вероятность летального исхода увеличивается. Было выявлено пороговое значение неблагоприятного прогноза для NT-proBNP у пациентов с величиной угла QRS-T 164,5°, которое составило 999,35 пг/мл.

Заключение. вЭКГ может быть использована в качестве простого метода для прогнозирования и оценки риска летального исхода у пациентов с ОДСН и сниженной фракцией выброса левого желудочка. Наиболее значимым показателем является значение пространственного угла QRS-T. Увеличение пространственного угла QRS-T связано с повышением риска летального исхода. Таким образом, анализ данных вЭКГ может быть полезным инструментом для идентификации пациентов с высоким риском и принятия решений по тактике ведения.

Ультразвуковая диагностика в акушерстве и гинекологии

46-60 1405
Аннотация

Оригинальный текст руководства “ISUOG Practice Guidelines (updated): sonographic examination of the fetal central nervous system. Part 1: performance of screening examination and indications for targeted neurosono­graphy” опуб­ликован в журнале “Ultrasound in Obstetrics & Gynecology” (2020; 56: 476–484) и на сайте http://www.isuog.org

Перевод на русский язык: Батаева Р.С.
Рецензент перевода на русский язык: Некрасова Е.С.

61-74 1335
Аннотация

Цель исследования: изучение значимости частоты сердечных сокращений (ЧСС) эмбриона/плода в ранние сроки беременности при ультразвуковом исследовании для формирования группы высокого риска неблагоприятного исхода беременности.

Материал и методы. Проведен ретроспективный анализ ультразвуковых исследований 1073 беременных в 5+0–10+6 нед. ЧСС эмбриона/плода сопоставляли со сроком беременности, рассчитанным по копчико-теменному размеру (КТР) и по дате последней менструации. Ретроспективно обследованные беременные разделены на 2 группы: 1-я группа – с внутриутробной гибелью эмбриона до 14 нед беременности (n = 107); 2-я группа – с пролонгированием беременности до II триместра (n = 966). При обработке массива данных с помощью дерева решений ЧСС эмбриона оценивалась в различные сроки беременности по дате последней менструации, по КТР, а также без учета точного срока беременности.

Результаты. Анализ значений ЧСС в разные сроки беременности по последней менструации показал достоверность отличий ЧСС между группами, причем для позднее погибших эмбрионов оказалось характерным снижение ЧСС. Отсутствовали достоверные различия ЧСС между группами в разные сроки беременности, рассчитанные по КТР (достоверные различия наблюдались только в 8+0–9+6 нед). Для прогноза неблагоприятного исхода беременности предложены пороговые значения ЧСС для различных сроков беременности, а также универсальное пороговое значение ЧСС для всего эмбрионального периода.

Выводы. Использование предложенных пороговых значений ЧСС эмбриона для разных сроков беременности, рассчитанных по дате последней менструации, может быть эффективно использовано для своевременного прогноза неблагоприятного исхода беременности. Когда неизвестен точный срок беременности, возможно использование универсального порогового значения ЧСС <116 уд/мин. Все предложенные пороговые значения ЧСС имеют высокую специфичность. Ни одно из предложенных пороговых значений ЧСС не имеет высокой чувствительности, повысить которую может его использование в сочетании с другими ультразвуковыми и клиническими маркерами неблагоприятного исхода беременности в эмбриональном периоде.

75-82 773
Аннотация

Цель исследования: сравнить методы 2D- и 3D-сканирования с использованием режима HDlive для диагностики полипов эндометрия при бесплодии

Материал и методы. Проведено ретроспективное когортное исследование женщин, страдающих бесплодием, наблюдавшихся в Центре репродукции и генетики “Нова Клиник” в период с января 2021 г. по июнь 2024 г. В исследование было включено 116 женщин репродуктивного возраста от 29 до 43 лет (средний возраст 36,9 ± 3,78 года). Всем пациенткам проводилось ультразвуковое исследование с использованием методов 2D и 3D. Окончательный вывод о наличии или отсутствии патологии формировался на основании результатов исследования методом 3D с использованием режима HDlive. Диагноз верифицировался путем проведения гистологического исследования полипа после гистерорезектоскопии.

Результаты. У 5 (4,3%) пациенток результаты гистероскопии показали отсутствие патологии. При этом результаты 2D также были отрицательные, а результаты 3D – положительные. У остальных 111 (95,7%) пациенток диагноз полипа при гистероскопии был подтвержден. Среди них у 19 (16,4%) пациенток по данным ультразвукового исследования методом 2D патология не была обнаружена. На основании полученных данных установлено, что использование метода 3D с режимом HDlive приводит к гипердиагностике и получению ложноположительных результатов с шансом 4,5%. Использование метода 2D, напротив, приводит к гиподиагностике и получению ложноотрицательных результатов с шансом 19,6%, что статистически значимо выше, чем шанс ошибочного ложноположительного результата с использованием метода 3D (p = 0,008). Таким образом, шанс ошибочного результата с использованием метода 2D в 4,4 [1,57; 12,09] раза выше, чем с использованием метода 3D.

Заключение. Исследование продемонстрировало более высокую точность метода 3D по сравнению с 2D при диагностике полипов эндометрия.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-0771 (Print)
ISSN 2408-9494 (Online)